Развивающие игры с осенними листьями
Вот и осень пришла. Яркие краски летних цветов на фоне
зелени сменяются «пожаром» осенней
листвы. Многих художников и поэтов осень вдохновила на создание замечательных
произведений. В эти дни «золотой» осени хочется бродить и бродить по
разноцветному ковру, впитывая в себя эту красоту.
Гуляем с детьми. Какое разнообразие расцветок и форм!
Обратите внимание ребенка на эту красоту! Предложите поиграть с листиками. В
зависимости от возраста ребенка игры могут быть самыми разными от разглядывания
и ощупывания, до решения и составления задач. А какое здесь поле для
творчества!
Я предлагаю Вам свои идеи развивающих игр с осенними
листьями. А Вы выбирайте, какие из них больше подходят Вашим детям и
предлагайте свои.
С какого возраста можно играть с листьями?
Как только ребенок сможет взять листик и
удержать его в ручке. А может и еще раньше.
Яркие листья привлекают внимание малышей. Когда ребенок
лежит в коляске и не спит, покатайте коляску под разными деревьями, откиньте
колпак, пусть полюбуется яркими ветвями. Расскажите, что вы видите. Пусть ветви
над коляской то нависают низко, близко к ребенку, то высоко, отодвигаются
далеко от малыша. Рассказывайте все это.
Возьмите малыша на руки. Покажите ему яркие веточки далеко и
близко. Поднесите к кустику или низким ветвям дерева. Дайте потрогать листики,
какие они гладкие и прохладные или теплые и шершавые. Пошуршите сухими
листиками, обратите внимание малыша на этот звук. Покажите, как листики падают.
Разотрите руками лист, поднесите к своему носу, понюхайте. Как пахнет лист? А
другой? Поднесите к носику ребенка. Для
развития очень важен комплекс ощущений: посмотреть, послушать, понюхать,
потрогать, а если это листья плодовых деревьев или кустарников на даче (только
не в городе!) еще на вкус попробовать.
Деткам, которые уже умеют сидеть, положите в коляску
несколько листочков, расскажите про них. Можно историю или сказку сочинить, а
можно просто рассказать какого они цвета, с каких деревьев упали, чем похожи и
чем отличаются. Не бойтесь перегрузить ребенка ненужной информацией. Малыш
поймет главное: листочки интересны, к ним стоит присмотреться. Листочки – часть
большого мира, значит мы формируем интерес к окружающему миру,
любознательность, умение концентрировать внимание.
С детишками немного постарше можно еще и в веселые игры с
подкидыванием листочков поиграть. Подбрасывать их по-одному или кучкой, а малыш
пусть ловит или сам бросает. Главное, чтобы весело было. Песком, камушками
бросаться нельзя, а листьями – можно! Объясните, почему так. Обратите внимание ребенка
на то, как падают листья и камушки,
сравните. Что тяжелее? Что дальше летит, если бросить? Что будет, если камушек
в человека попадет? А листик?
С детьми любого возраста продолжаем разглядывать, нюхать,
ощупывать, слушать листья (развиваем ощущения и восприятие, образное мышление).
Сравниваем их, находим признаки сходства и отличия, раскладываем на кучки по
цвету, форме, размеру (закладываем основы логического мышления,
исследовательские навыки). Придумываем, на что листья похожи (развиваем умение
анализировать и фантазию). Составляем из листьев картинки (фантазия,
воображение и, одновременно, основы синтеза). Решаем и составляем задачки и
загадки с листьями (логика и творчество). Перекладываем, рвем, крошим, сыплем крошки, клеим кусочки
(развиваем мелкую моторику). Это еще далеко не все способы использования
листьев.
Как видите, осенние листья дают море идей и материала для
развития детей. Жаль, что время золотой осени проходит быстро. Постараемся его
использовать эффективно.
|