Мариупольский центр практической психологии и социальной работы

Главная | Мой профиль | Выход
Пятница, 29.11.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Психолог учителю [22]
Психолог родителям [28]
Психолог ученикам [17]
Психолагам и социальным педагогам [30]
информация для работы
Молодому специалисту [29]
кейс нормативных документов
Главная » Файлы » Советы психолога » Психолог родителям

РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
08.11.2011, 22:44

Почему он не понимает слово "нельзя"?

          Второй год жизни малыша - очень важный для его развития. Научившись ходить, кроха семимильными шагами начинает освоение мира. И вдруг его желание все потрогать, попробовать на зуб, проверить на собственном опыте натыкается на родительское «нельзя». Естественно, сопротивление неизбежно. Как избежать череды скандалов и объяснить несмышленышу смысл запретов?

Временные запреты  

         Даже если мама и папа убрали из поля зрения ребенка все потенциально опасные предметы, оснастили шкафы и двери доводчиками, а розетки - заглушками, эти меры предосторожности сработают лишь на время. Рано или поздно ребенок дотянется до ножа, например.  

Выход один: не кричать в панике «нельзя!» и «брось немедленно!», а учить кроху обращаться с опасными предметами. Ведь ребенку непонятно, почему нельзя трогать ножницы, если ими так лихо орудует мама, или почему нельзя включать компьютер - ведь папа же делает это каждый вечер.

Постоянство - важно  

        Помимо преходящих запретов, есть еще и постоянные. Таковыми они и должны оставаться. Не стоит сегодня разрешать ребенку бегать по лужам, а завтра категорически запрещать ему это. Такое поведение полностью дезориентирует кроху, в результате капризов своевольного человечка не избежать.

        Также неплохо было бы договориться со всеми участвующими в воспитании лицами - отцом, нянями, бабушками - и привести количество и содержание запретов к единообразию. Потому что если один взрослый запрещает ходить в теплую погоду без шапки, другой категорически требует не перекутывать ребенка, а третий не имеет мнения по данному вопросу и самоустраняется - скандалить начнут не только взрослые, но и сбитый с толку малыш. Так что в вопросах, касающихся жизни, здоровья и безопасности ребенка (особенно если со здоровьем есть проблемы, например, аллергия), взрослым нужно выработать общую политику «можно» и «нельзя» - и придерживаться ее неукоснительно.

«Нельзя» не должно быть много

       Если малышу нельзя буквально все, он лишен возможности познавать мир. Его развитие замедляется, нервная система расшатывается, он пребывает в постоянном стрессе от маминых окриков - и в результате вырастает в закомплексованного и озлобленного взрослого. Решите для себя, что ребенку нельзя категорически - но постарайтесь ограничиться пятью запретами. Например, нельзя подходить к газовой плите? Нельзя. А баловаться спичками? Тоже нельзя, но куда проще просто убрать спички с глаз долой - и одним запретом будет меньше.

Но они должны быть  

      В некоторых семьях малышу можно все. Но такое свободное воспитание вовсе не гарантирует того, что из крохи вырастет независимо мыслящий, смелый и обладающий широким кругозором человек. Скорее всего, по мере взросления с таким привыкшим к вседозволенности ребенком будет все сложнее. Как ни странно, запреты нужны малышу. Они структурируют мир вокруг него, делают его организованным - и, с его точки зрения, более безопасным.

Как объяснить, что нельзя?  

Не бейте по рукам. Руки - важнейший инструмент познания мира, поскольку в первые годы жизни именно тактильные ощущения дают мозгу больше всего информации.

Не кричите. Тон «нельзя!» должен быть строгим, но не истеричным. Крик - это выплеск маминых эмоций, помогающих снять напряжение в первую очередь ей. А ребенка крик попросту ошеломляет: включается защитная реакция, и ни о каком понимании не может быть и речи.

Будьте уверены. Потому что если мама и сама еще пока колеблется между «нельзя» и «можно», малыш однозначно трактует этот факт в свою пользу.

Смотрите в глаза. В этом случае малыш поймет, что информация, которую ему преподносят, действительно важна.

Не ленитесь повторять. Малыш же не ленится пробовать снова и снова! Вот и маме раз за разом придется брать ребенка на руки и относить в сторону от опасного предмета, повторяя свое «нельзя» многократно. Дождитесь момента, когда ребенок станет реагировать только на ваш голос, а не на ваше действие - и не расслабляйтесь: периодических провокаций вам все равно не избежать.

Отвлекайте. Этот способ срабатывает с самыми маленькими.   

Дайте попробовать. Некоторые «нельзя» можно понять только на личном опыте. Так устройте ребенку этот личный опыт, но контролируемый вами. Например, нельзя трогать утюг - можно обжечься. Но если аккуратно помочь малышу дотронуться пальчиком и почувствовать горячую поверхность, все дальнейшие поползновения, скорее всего, будут прекращены.    

Категория: Психолог родителям | Добавил: Людочка
Просмотров: 755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Какой раздел сайта Вам нужен больше всего?
Всего ответов: 117
Друзья сайта
  • Сайт Мариупольского научно-методического центра
  • Сайт управления образования г. Мариуполя
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 |