Почему он не понимает
слово "нельзя"?
Второй год
жизни малыша - очень важный для его развития. Научившись ходить, кроха
семимильными шагами начинает освоение мира. И вдруг его желание все потрогать,
попробовать на зуб, проверить на собственном опыте натыкается на родительское
«нельзя». Естественно, сопротивление неизбежно. Как избежать череды скандалов и
объяснить несмышленышу смысл запретов?
Временные запреты
Даже если мама и папа убрали из поля зрения
ребенка все потенциально опасные предметы, оснастили шкафы и двери доводчиками,
а розетки - заглушками, эти меры предосторожности сработают лишь на время. Рано
или поздно ребенок дотянется до ножа, например.
Выход один: не кричать в панике
«нельзя!» и «брось немедленно!», а учить кроху обращаться с опасными
предметами. Ведь ребенку непонятно, почему нельзя трогать ножницы, если ими так
лихо орудует мама, или почему нельзя включать компьютер - ведь папа же делает
это каждый вечер.
Постоянство - важно
Помимо преходящих
запретов, есть еще и постоянные. Таковыми они и должны оставаться. Не стоит
сегодня разрешать ребенку бегать по лужам, а завтра категорически запрещать ему
это. Такое поведение полностью дезориентирует кроху, в результате капризов
своевольного человечка не избежать.
Также неплохо было бы договориться со всеми
участвующими в воспитании лицами - отцом, нянями, бабушками - и привести
количество и содержание запретов к единообразию. Потому что если один взрослый
запрещает ходить в теплую погоду без шапки, другой категорически требует не
перекутывать ребенка, а третий не имеет мнения по данному вопросу и
самоустраняется - скандалить начнут не только взрослые, но и сбитый с толку
малыш. Так что в вопросах, касающихся жизни, здоровья и безопасности ребенка
(особенно если со здоровьем есть проблемы, например, аллергия), взрослым нужно
выработать общую политику «можно» и «нельзя» - и придерживаться ее
неукоснительно.
«Нельзя» не должно быть много
Если малышу нельзя
буквально все, он лишен возможности познавать мир. Его развитие замедляется,
нервная система расшатывается, он пребывает в постоянном стрессе от маминых
окриков - и в результате вырастает в закомплексованного и озлобленного
взрослого. Решите для себя, что ребенку нельзя категорически - но постарайтесь
ограничиться пятью запретами. Например, нельзя подходить к газовой плите?
Нельзя. А баловаться спичками? Тоже нельзя, но куда проще просто убрать спички
с глаз долой - и одним запретом будет меньше.
Но они должны быть
В некоторых семьях
малышу можно все. Но такое свободное воспитание вовсе не гарантирует того, что
из крохи вырастет независимо мыслящий, смелый и обладающий широким кругозором
человек. Скорее всего, по мере взросления с таким привыкшим к вседозволенности
ребенком будет все сложнее. Как ни странно, запреты нужны малышу. Они
структурируют мир вокруг него, делают его организованным - и, с его точки
зрения, более безопасным.
Как объяснить, что нельзя?
Не бейте по рукам. Руки -
важнейший инструмент познания мира, поскольку в первые годы жизни именно
тактильные ощущения дают мозгу больше всего информации.
Не кричите. Тон «нельзя!»
должен быть строгим, но не истеричным. Крик - это выплеск маминых эмоций,
помогающих снять напряжение в первую очередь ей. А ребенка крик попросту
ошеломляет: включается защитная реакция, и ни о каком понимании не может быть и
речи.
Будьте уверены. Потому
что если мама и сама еще пока колеблется между «нельзя» и «можно», малыш
однозначно трактует этот факт в свою пользу.
Смотрите в глаза. В этом
случае малыш поймет, что информация, которую ему преподносят, действительно
важна.
Не ленитесь повторять.
Малыш же не ленится пробовать снова и снова! Вот и маме раз за разом придется
брать ребенка на руки и относить в сторону от опасного предмета, повторяя свое
«нельзя» многократно. Дождитесь момента, когда ребенок станет реагировать только
на ваш голос, а не на ваше действие - и не расслабляйтесь: периодических
провокаций вам все равно не избежать.
Отвлекайте. Этот способ
срабатывает с самыми маленькими.
Дайте попробовать. Некоторые «нельзя» можно понять только на
личном опыте. Так устройте ребенку этот личный опыт, но контролируемый вами.
Например, нельзя трогать утюг - можно обжечься. Но если аккуратно помочь малышу
дотронуться пальчиком и почувствовать горячую поверхность, все дальнейшие
поползновения, скорее всего, будут прекращены.
|