Выбор животных в виде стимульного материала проективной методики естествен. Животные входят в сознание человека в качестве культурно-исторических символов с самого раннего детства в форме мифов, сказок, легенд и т.д. Присутствие образов животных в сновидениях, галлюцинациях, при ответах на слабоструктурированные стимулы указывает на то, что они присутствуют и в бессознательном человека. Поэтому использование зоологических символов в виде стимульного материала может актуализировать не только те слои памяти, которые связаны с сознательным опытом, но и глубинные, архаические уровни психики. Летающие, ползающие, юркие, неуклюжие, яркие, незаметные, одинокие, хищники и их жертвы, эти и другие животные несут в себе широкий спектр биологических форм адаптации к среде, которые в аллегорической форме могут представлять различные способы поведенческой адаптации человека. В фольклоре у разных народов животные многократно служили посредниками для иносказательного описания человеческих характеров, их пороков и добродетелей. Басня как литературный жанр использует эту характерологическую определенность животных для представления их вместо человека. Такая характерологическая определенность, с одной стороны, и насыщенность символическими качествами, свойствами, особенностями поведения, внешне скрытыми, но неявно присутствующими в каждом животном, с. другой стороны, послужили основанием для использования названий животных как стимульного материала при конструировании проективного психологического теста.
|