„Актуальні питання психологічного супроводу та організація діяльності психологічної служби системи освіти міста у 2014-2015 навчальному році”
Психологическая служба города осуществляет своевременное изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности, создает необходимые психологические условия для саморазвития и самовоспитания, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач учебными учреждениями.
Центр практической психологии принимает участие во всех направлениях деятельности, касающихся вопросов детей и их родителей в нашем городе. Участие в заседании исполкома городского совета; в работе районного координационного совета; межведомственного совета по вопросам семьи, гендерного равенства, демографического развития, противодействия насилию и торговле людьми; в работе межсекторальной рабочей группы по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ/СПИДу; в районных комиссиях по защите прав ребенка; в заседаниях коллегии управления образования; в заседании городской аттестационной комиссии педагогических кадров; в комиссии по аттестации учебных учреждений; в городском методическом совете; в городских комиссиях по разрешению конфликтных ситуаций.
Одно из основных направлений работы Центра – работа с кадрами.
Практические психологи и социальные педагоги являются звеньями системы социального и психологического обеспечения на уровне учебного учреждения и привлекаются к решению основных задач этой системы.
Численность специалистов психологической службы города не уменьшилась. Однако произошли изменения. Служба пополнилась новыми специалистами, заполнившими декретные и вакантные точки.
Практические психологи пришли в:
ОШ 18 – Дочкина Наталья Владимировна,
ОШ 24 – Пивень Ольга Анатольевна,
ОШ 34 – Джеркоян Валерия Александровна,
УВК 14 – Каминская Ольга Викторовна,
СШ 46 – Чайка Виктория Викторовна,
СШ 66 – Шилко Марина Владимирова,
Детский сад 47 – Пимонова Ольга Олеговна
Детский сад 135 – Дихтяренко Наталья Владимировна (на выслугу ушла Солодюк И.В.)
Количество молодых специалистов (стаж роботы до 3 лет) в дошкольных учреждениях составляет – 9 человек, в общеобразовательных – 16 человек.
Всего в дошкольных учреждениях на данный момент работает 34 практических психолога, в общеобразовательных – 53 практических психолога и 13 социальных педагогов (декрет ОШ 54 Киндорова О.В., УВК 69 Сушкина Д.Н., Марьяновская О.А. «ЦО»).
Новая ставка была введена в ОШ № 24. Обеспеченность учебных учреждений ставкам практических психологов города составляет:
• 56% в дошкольных учебных учреждениях;
• 87% в общеобразовательных учебных учреждениях;
• 54% во внешкольных учебных учреждениях.
Обеспеченность практическими психологами всего по городу – 66%, социальными педагогами – 33%.
Таким образом, в нашем городе обеспеченность учебных учреждений психологами имеет положительную тенденцию, открываются ставки практических психологов и социальных педагогов, приходят новые специалисты. Отмечается рост образовательного и квалификационного уровня практических психологов и социальных педагогов.
Так, за период 2013-2014 учебного года повысили квалификационную категорию 23 практических психолога и 1 социальный педагог, из них:
1) 2 категория присвоена 14 специалистам (Яковлевой М.Д. УВК 28, Семенченко О.А. ОШ 26, Никишиной Т.С. ОШ 52, Янчуковской Е.В. ОШ 54, Тютюнник Е.А. ОШ 55, Кирьяковой Е.Ю., СШ 8, Кауфман Т.А. морской лицей, Курпаяниди А.А. ГЦВР; Кацы Н.С. ДУУ 8, Дудник М.А. ДУУ 117, Ходукиной О.М. ДУУ 148, Санталовой Е.В. ДУУ 157, Кукуруза Е.С. ДУУ 166; Марьяновской О.А. Центр опеки);
2) 1 категория присвоена 3 специалистам (Давыденко Н.В. ДУУ 59, Бойцова Н.А. ДУУ 76, Солодюк И.В. ДУУ 135), подтверждена 2 специалистами (Лебедева О.М. СШ 42, Голикова И.А. ДУУ-школа 71);
3) Высшая категория присвоена 4 специалистам (Тройниковой Л.Д. городской лицей, Лозняк Л.В. СШ 5, Кротовской Л.И. ОШ 48, Скляренко В.Р. ОШ 53), подтверждена 1 специалистом (Москвина Н.А. гимназия 2).
В 2014-2015 учебном году будут аттестоваться 20 специалистов: Клименко И.Н. ДУУ 21,
Алеулина Л.В. ДУУ 32,
Глазкова И.С. ДУУ 83,
Михайлова А.С. ДУУ 84,
Литвин Е.Н. ДУУ 85,
Акритова Н.С. ДУУ 93,
Матвиенко Ю.А. ДУУ 125,
Викторова В.В. ДУУ 130,
Щетинкина В.В. ДУУ 134,
Калиниченко А.Г. ДУУ 163,
Андросова И.В. «Центр опеки»,
Пашина Е.А. ОШ 25,
Ковалёва Ю.В. ОШ 52,
Кокурина Л.А. СШ 63,
Асаулюк В.А. технический лицей,
Трушина В.А. СШ 4,
Кохан М.В. ОШ 30,
Коновалова В.А. МГТЛ,
Чемет Е.В. ОШ 65,
Жос Е.В. ОШ 68,
Кравченко С.В. ОШ 41,
В 2013-2014 учебном году курсы повышения квалификации прошли 9 психологов:
№
|
Тематика курсів
|
Місце проведення
|
Кількість
годин
|
Кількість слухачів
|
Фахові курси
|
1
|
„Загальна підготовка практичних психологів закладів освіти”
|
м. Донецьк
ІППО
|
144
|
2
|
2.
|
„Загальна підготовка соціальних педагогів закладів освіти”
|
м. Донецьк
ІППО
|
144
|
1
|
Проблемно-тематичні, авторські курси
|
1.
|
„Шляхи соціалізації дітей-інвалідів з вадами психофізичного розвитку”
|
м. Луганськ
ІППО
|
144
|
1
|
2.
|
„Психовалеологічний компонент сучасної освіти як чинник формування життєспроможної особистості”
|
м. Донецьк
ІППО
|
144
|
3
|
3.
|
„Створення оптимальних психологічних та соціально-педагогічних умов для формування і розвитку особистості”
|
м. Донецьк
ІППО
|
144
|
2
|
Следующее важное направление – популяризация психологических знаний посредством участия детей в олимпиадах, написания научных работ в Малой академии наук. В прошедшем году в первом этапе олимпиады приняли участие 193 учащихся, во втором этапе олимпиады – 30 учащихся:
1 место – Соботович Наталья, СШ 8;
2 место – Зозуля Фаина, городской лицей;
3 место – Бруева Ольга, гимназия 1.
Все 3 работы были представлены к участию в областном этапе Всеукраинской олимпиады по педагогике и психологии. Зозуля Фаина заняла III место в областном этапе.
В первом полугодии 2013-2014 учебного года прошла научно-практическая конференция «Малая академия наук». В секции «Психология» были представлены 5 работ учебно-воспитательных учреждений. 4 работы были допущены к защите. Защищали работы Майборода Валерий – получил 237 баллов (УВК 69), Живкова Кристина – получила 255 баллов (гимназия 2), Корзун Илья – получил 210 баллов (гимназия 2), Старостенко Анастасия – получила 205 баллов (ОШ 10).
В период с октября по декабрь была организована и проведена психолого-педагогическая диагностика по выявлению уровня адаптации учащихся первых и пятых классов к новым условиям обучения в школе. В мониторинговом исследовании приняли участие 3952 первоклассника и 3142 пятиклассника. По результатам первого этапа дезадаптированными оказались 16% учащихся 1 классов и 20% учащихся 5 классов. Результаты второго этапа показали 6% дезадаптированных первоклассников и 11% пятиклассников. С ними была проведена коррекционная работа, просветительская работа с педагогами и родителями, даны рекомендации.
Причины дезадаптации первоклассников – низкий уровень мотивации к обучению, особенности семейного воспитания, в том числе педагогическая запущенность, заниженная самооценка, психологическая функциональная неготовность к условиям и требованиям обучения в школе (вербальная агрессия, утомляемость, гиперактивность).
Причины дезадаптации пятиклассников – неспособность произвольно управлять своим поведением, ограничение возможности индивидуального подхода педагогов к учащимся, высокий уровень школьной тревожности, несформированная компетентность межличностного общения.
Ежегодно психологической службой проводится соцопрос „Молодежь и противоправное поведение”. В этом году в исследовании приняли участие 8 учебных учреждений: ОШ 15, 45, 48, 65, СШ 4, 63, УВК 1, 69.
С результатами анкетирования ознакомлены педагогические коллективы и родительская общественность. Проведена профилактическая работа среди учащихся путем привлечения их к подготовке информации о последствиях курения и употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Особое внимание уделено профилактике употребления пива и слабоалкогольных напитков. Проведена разъяснительная работа среди родителей о вреде, который наносят организму человека и обществу факты курения и употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Психологами проведены занятия с детьми, направленные на овладение навыками здорового образа жизни, ознакомление с ответственностью за совершенные правонарушения, формирование навыков преодоления конфликтов. Активизирована работа в рамках программы «Семейный разговор».
В 2013-2014 учебном году 3 учебных учреждения (ОШ 10, ОШ 52, интернат 2) продолжали работать по информационно-образовательной противоалкогольной программе для детей и ученической молодежи «Семейный разговор». В программе принимали участие 112 учащихся 7-9 классов. По инициативе начальника управления образования в течение 5 лет работой по этой программе будут охвачены все учебные учреждения города.
В период с октября по апрель 2013-2014 учебного года был организован и проведен мониторинг готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Высокий уровень готовности показали 78% детей, достаточный – 20% детей, низкий уровень – 2%. Также были выявлены причины неготовности к обучению в школе: низкий уровень развития познавательных процессов, педагогическая запущенность со стороны родителей, нерегулярное посещение детского сада, общие физические и психические отклонения (дети находятся на учете у психоневролога). По результатам исследования были даны рекомендации родителям по коррекции выявленных недостатков.
Проводилась проверка организации работы практических психологов, ведения деловой документации, систематизации методического материала. По результатам проверки были выявлены следующие недостатки: формальное отношение к ведению деловой документации, несистематическое заполнение журналов, индивидуальных карт диагностики и развития учащихся, карты с устаревшими данными, отсутствие чисел, отсутствие анализа и интерпретации проведенных исследований, отсутствие банка диагностических методик и коррекционных программ, недостатки в оформлении кабинетов.
Напоминаем: согласно приказу МОНУ № 240 от 23.06.2000 „Про затвердження Інструкції з ведення ділової документації” (пункт 1.9: „Всі книги та журнали, крім класних, що ведуться у навчальних закладах, обов’язково поаркушно пронумеровуються, прошнуровуються, підписуються керівником навчального закладу і скріплюються печаткою”):
- журнал щоденного обліку роботи
- журнал корекційно-відновлювальної та розвивальної роботи
- журнал протоколів індивідуальних консультацій
- журнал психологічного аналізу уроків (занять)
- індивідуальні картки психолого-педагогічного діагностування учнів, картки розвитку дитини (згідно листа МОНУ від 27.08.2000 р. за № 1/9-352).
Формы журналов, планирования и отчетной документации можно найти в электронном кейсе на сайте psihologmar.ucoz.ru (вкладка «В помощь молодому психологу» - «Электронный кейс» методические рекомендации). Обращаем ваше внимание, что произошли изменения в содержании электронного кейса: собрана и систематизирована нормативно-правовая база с учетом выхода новых документов, обновлены разделы «Інформаційні звіти», «Планування національних, державних, регіональних програм».
Анализ деятельности показывает, что существующая организационно-функциональная модель работы психологической службы города является достаточно эффективной, позволяет расширять и совершенствовать работу в соответствии с приоритетными направлениями.
Приоритетные направления деятельности психологической службы на 2014-2015 учебный год:
профилактика профессионального выгорания у педагогов;
обеспечение психологического и социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и одаренных детей;
психологическое сопровождение профильного обучения;
повышение качества психологического и социально-педагогического сопровождения детей, склонных к проявлению девиантного и деликвентного поведения;
проведение профилактических и коррекционных мероприятий по профилактике правонарушений и распространения проявлений насилия, агрессивного поведения в подростковой среде;
продолжение внедрения «часа психолога» и факультативных курсов в общеобразовательных учебных учреждениях;
психологическая поддержка эмоционального состояния детей в сложившейся политической обстановке.
Психологическая служба системы образования должна оказывать психологическую и социально-педагогическую помощь пострадавшим, переселенным, беженцам, членам их семей и родственникам погибших в ходе АТО. Отмечаем, что такая работа должна быть системной, долговременной и проводиться на высоком научно-методическом уровне.
В «Порядке взаимодействия субъектов социальной работы с семьями, которые оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах» (наказ №№1983/388/452/221/556/596/106 від 14.06.2006 Мінсім’ямолодьспорту, МОЗ, МОН, Мінпраці, Мінтранспорту, МВС та Держдепартаменту з питань виконання покарань), прописан алгоритм работы с такими семьями (расположен в нормативных документах на нашем сайте):
Пункт 5. Міністерство освіти і науки Автономної Республіки Крим, управління (відділи) освіти і науки обласних, міських, районних державних адміністрацій, дошкільні, загальноосвітні, професійно-технічні та позашкільні навчальні заклади:
-
за запрошенням управлінь (відділів) у справах сім'ї, молоді та спорту беруть участь у роботі дорадчого органу;
-
повідомляють центрам соціальних служб для сім'ї, дітей та молоді про виявлення сімей, які опинилися у складних життєвих обставинах;
-
ведуть внутрішній облік дітей, які потребують посиленої уваги з боку педагогічного працівника, соціального педагога, та інформують про це служби у справах неповнолітніх і центри соціальних служб для сім'ї, дітей та молоді;
-
забезпечують роботу шкільного психолога з дітьми, які опинилися у складних життєвих обставинах;
-
можуть створювати при освітніх закладах об'єднання батьків, педагогів, громадськості щодо забезпечення педагогічного впливу на дітей із сімей, які опинилися у складних життєвих обставинах, та схильних до протиправних дій, залучають до цієї роботи соціальних працівників центрів соціальних служб для сім'ї, дітей та молоді;
-
проводять профілактичну та просвітницьку роботу з дітьми, підлітками, молоддю, схильними до правопорушень, з числа сімей, які опинилися в складних життєвих обставинах, контролюють відвідування ними навчальних закладів та якість навчання;
-
уживають невідкладних заходів щодо активного залучення до громадської та гурткової роботи в середніх загальноосвітніх школах та позашкільних навчальних закладах дітей із сімей, які опинилися у складних життєвих обставинах;
-
проводять спільно з центрами соціальних служб для сім'ї, дітей та молоді інформаційно-профілактичні заходи, спрямовані на підготовку молоді до самостійного життя, формування відповідального батьківства, створення позитивної моделі сім'ї, профілактику жорстокого поводження в родинах тощо;
-
залучають працівників освіти до соціального інспектування сімей, які опинилися у складних життєвих обставинах, у яких виховуються діти шкільного віку;
-
сприяють розповсюдженню в навчальних закладах соціальної реклами з питань профілактики здорового способу життя.
В следующем учебном году планируется провести следующие мероприятия:
1. Школа молодого специалиста I ступень обучения (для вновь прибывших специалистов)
2. Школа молодого специалиста II ступень обучения (для практических психологов со стажем работы до 3-х лет)
3. ИМС «Организация деятельности психологической службы системы образования города в 2014-2015 учебном году»; «Итоги работы психологической службы за I полугодие 2014-2015 учебного года»;
«Итоги работы психологической службы в 2014-2015 учебном году».
4. ИМС «Предупреждение правонарушений и негативных проявлений среди несовершеннолетних, насилия, жестокого обращения в детской среде».
5. ИМС «Летнее трудоустройство подростков и оздоровления детей».
6. МО «Оптимизация работы практического психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов».
7. Тематическая консультация «Качественное планирование – залог эффективной работы».
8. Тематическая консультация «Аттестация педагогических работников»
9. Тематическая консультация «Подготовка аналитического и статистического отчетов».
10. Обучающая группа «Психологическое сопровождение работы с детьми дошкольного возраста» (руководитель Михайлова А.С. ДУУ 84).
11. Обучающая группа «Психологическое сопровождение работы с детьми среднего звена» (руководитель Чемет Е.В. ОШ 65).
12. Обучающая группа «Психологическое сопровождение работы с подростками» (Коновалова В.А. МГТЛ).
13. Практические занятия с элементами тренинга «Познавая себя» в рамках Клуба профессионального роста.
14. Семинар «Предупреждение суицидального поведения и негативных проявлений среди детей и подростков».
15. Семинар «Организация индивидуальной работы психолога с учащимися»
16. Семинар «Пути совершенствования профессионального мастерства практического психолога в образовательном пространстве» (МГУ).
17. Семинар-практикум «Алгоритм взаимодействия психологической службы ДУУ и ОШ».
18.Семинар-практикум «Внедрение информационно-просветительской противоалкогольной программы «Семейный разговор».
19. Семинар-практикум «Организация обследования детей на ПМПК».
20. Семинар-практикум «Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей».
21. Семинар-практикум «Психологические условия сохранения и восстановления здоровья педагогов» (по образовательным округам).
22. Семинар-практикум «Психологические условия успешного обучения младшего школьника» (по образовательным округам).
23. Семинар «Совместная деятельность по предупреждению правонарушений и негативных проявлений среди несовершеннолетних, насилия, жестокого обращения в детской среде» (с участием ОКМДД, ЦСССМ, СДД).
24. Семинар «Система психологического сопровождения инклюзивного образования детей с особыми потребностями».
Работа организована через ответственных по районам:
Жовтневый район Ковтуненко Ольга Клименко Ирина
Приморский район Баркова Тамара Литвин Елена
Ильичевский район Лебедева Ольга Голикова Ирина
Орджоникидзевский район Меньшова Елена Бойцова Надежда
|